Главная
Карта сайта
Задать вопрос
Сегодня: Четверг,
24.04.2014, 00:48:50
№21
покупка продажа ЦБРФ
USD: 30.60 31.27 31.0576
EUR: 38.20 39.15 39.0115

1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Картина дня
№126 от 5.10.2006

Денис Нежданов: «Консалтер – самая творческая профессия»

Денис Нежданов: «Консалтер – самая творческая профессия»
Сегодня каждая уважающая себя фирма и для разработки бизнес-плана на десятилетия вперед, и для проведения корпоративной вечеринки обращается к специалистам – консалтерам. Рынок консалтинговых услуг огромен, и все чаще высказываются опасения, что в этот бизнес может прийти некомпетентный человек, который только навредит. Что это за профессия – давать советы – и как уберечься от недобросовестных консалтеров, «Капитал» узнавал у директора консалтингового партнерства «Нежданов & Видлер» Дениса Нежданова.
- Денис Викторович, как вы стали консалтером?

- В молодости у меня была мечта стать известным профессиональным адвокатом, заниматься громкими процессами, выступать перед судом присяжных, консультировать крупные компании в вопросах ведения бизнеса. Но судьба повела меня в другом направлении: я окончил Уральскую академию государственной службы по специальности «Государственно-политический менеджмент». Побывав на одном из круглых столов, посвященных политтехнологиям, я начал активно крутиться в политической тусовке. Со временем от должности «полевого командира» я дошел до заместителя начальника избирательного штаба во время выборов депутатов в Госдуму РФ. Некоторое время я занимался политикой достаточно плотно. Однако рынок политконсалтинга крайне нестабилен с точки зрения бизнеса.

- И вы пошли в бизнес-консалтинг?

- Оказалось, что политический опыт вполне можно проецировать на бизнес, в том числе и крупный. Одновременно с проведением предвыборных кампаний я работал в качестве менеджера по продажам в крупном холдинге. Со временем я вырос до руководителя торговой группы, и уже не только сам занимался продажами, но и передавал свой опыт. Мне удалось объединить опыт работы в политических проектах с опытом продаж в бизнесе, с навыками оперативного управления. Два этих направления сложились в бизнес-консультирование, бизнес-обучение. В политике я сейчас практически не консультирую, скорее, это хобби. Кто-то играет в теннис и хоккей, а кто-то увлекается политикой.

- Консалтер – креативная профессия?

- Это удивительно творческая профессия. Ежедневно мои партнеры, коллеги и сотрудники создают интеллектуальную собственность, другое дело, что мы не всегда ее регистрируем. Более креативной профессии я не встречал, потому что мы занимаемся творчеством в разных ипостасях: как составить план развития, как научить людей чему-то важному. К тому же мы занимаемся разработкой логотипов и фирменных стилей. Творчество есть даже в составлении коммерческого предложения, ведь нужно, чтобы клиент понял: именно наша работа важна и актуальна для него.

- Какими характеристиками должен обладать профессиональный консалтер?

- Очень важны личностные качества. Я бы в первую очередь обратил внимание на честность. Нужно быть максимально честным и перед собой, и перед заказчиком. Часто при продаже услуг консалтеры обещают золотые горы. Мы же говорим заказчикам: коллеги, это наша совместная работа, и результат зависит и от нас, и от вас. Мы отвечаем за свою работу и стараемся помочь клиенту. Второе качество – это пунктуальность, точность в соблюдении договоренностей. И третье – высокий интеллектуальный потенциал и креативность. Это желание не останавливаться на достигнутом, не заниматься штамповкой. Хороший консультант ищет индивидуальный подход к каждому клиенту, он ежедневно совершенствуется.

- А профессиональные качества?

- Они зависят от того, в какой сфере консультант работает. У нас есть консультанты по фирменному стилю, которые имеют дизайнерские наработки. В области пиара навыки другие: человек должен владеть пером. Для бизнес-обучения нужна харизма. Воспитывать ее крайне сложно, но можно. Это некая энергетика, которой тренер должен быть готов поделиться с другими. К тому же тренер должен уметь использовать в интересах группы энергетику каждого участника, чтобы никто не остался не у дел.

- Базовое образование играет роль в карьере консалтера?

- На мой взгляд, абсолютно неважно, каково оно. Главное, чтобы человек был предрасположен аккумулировать знания и умел их передавать. У нас работают тренеры, которые имеют медицинское образование, социологическое, техническое. Образование дает определенную целостность, структурность мышления. Ей мы делимся с нашими клиентами, учим правильно формулировать запросы и прогнозировать результаты. Сколько времени понадобится на то, чтобы войти в профессию, зависит от исходных данных человека. Если он просто хочет, но не имеет предрасположенности, ему целой жизни не хватит. Это вопрос потенциала. Есть консультанты, которые в 25 лет обладают таким потенциалом, который и не снился их коллегам в 50.

- Значит, возраст не имеет значения?

- Не слишком большое. Есть определенный пафос, который консультанту придают седины, особенно если он работает с молодым заказчиком. Например, у меня есть клиент, с которым работа иногда очень затруднена из-за того, что мы с ним одного возраста, и он больше прислушивается к советам моего коллеги, которому за 50. Но дело в том, что заказчик слушает убеленного сединами консультанта, а тот учится у меня.

- Как вы считаете, нужно ли оформлять право собственности на идеи консалтеров как на любую интеллектуальную собственность?

- Это абсолютно невозможно. Это требует колоссальных временных и организационных затрат. Например, регистрация логотипа или авторского права занимает до полугода. За это время я могу создать в 20 раз больше интеллектуальной собственности. Единственная возможность защитить авторские права консалтеров – публикация. Если бы многие вещи были опубликованы мной несколько лет назад, сейчас я мог бы убедительно доказать, что именно я их изобрел.

- А можно один раз зарегистрировать суперидею и потом всю жизнь ничего не делать, только получать за нее деньги?

- Я думаю, это маловероятно. Разве что это будет чисто техническое изобретение, не имеющее отношения к сфере гуманитарных наук. Скажем, рецепт питания кур-несушек из определенного сырья, которое произвожу только я. Это возможно, но крайне сложно, поэтому я спокойно отношусь к тому, что интеллектуальная собственность нашей компании используется, в том числе и нашими конкурентами. Мои изобретения времен выборов в Облдуму 2004 года работают и сейчас. Например, одной из партий я предложил концепцию логотипа, в котором была бы галочка, которая позволила бы спроецировать ассоциативный образ из головы избирателя на бумагу избирательного бюллетеня. Идея проста как божий день, но ни одна партия ее раньше не применяла. Были еще многие решения, которые сейчас активно используются. Я с удовольствием это отмечаю. Жаль только, заказчик не знает, кто автор этих изобретений.

- Сейчас в консалтинговый бизнес может прийти любой желающий. Так как системы сертификации услуг консультантов нет, они не несут ответственности за последствия своих советов. Нужно ли сертифицировать консалтеров?

- Консалтер несет ответственность за качество своих услуг. Логика заключается в том, что если он работает плохо, то рынок для него сужается. Я не вижу проблемы в отсутствии сертификации консультантов. Если консалтеры будут заниматься самосертификацией, то не будут заниматься бизнесом, клиентами. Это будет еще одна ветвь бюрократии. Любого консультанта «сертифицирует» жизнь. Оценка зависит от его уровня образования, опыта создания интеллектуальной собственности. Главное, что его «сертифицирует» – это отзывы клиентов.

- Насколько прибыльна работа консалтера?

- Больше всего зарабатывают те консультанты, кто к консалтингу не имеет никакого отношения. Это люди, которые сидят на ушах у крупных руководителей. Они не создают интеллектуальной собственности, но имеют определенный заряд доверия. И находят нужных людей в нужное время.

- А все-таки насколько дороги услуги консалтеров?

- Все зависит от вида услуг. Самая дешевая – дружеский разговор с консультантом, он вообще бесплатен. Расценки консультантов в нашей компании колеблются от 700 до 4500 рублей в час. Проекты очень разные. Например, разработка учебно-методического пособия по мерчендайзингу для аптечной сети стоила порядка тысячи евро. Есть более масштабные проекты, которые стоят сотни тысяч рублей.

- На чем специализируется ваша компания?

- На данный момент мы специализируемся в области бизнес-обучения руководителей и персонала. Проводим обучающие семинары для руководителей среднего звена и менеджеров по продажам: «Активные продажи», «Торг и влияние в процессе переговоров». Занимаемся формированием управленческой команды и проводим сессии стратегического планирования.
Елена МЕЛЬНИКОВА
Деловая газета «Капитал»
Профессионал
Диана Сайфуллина: «Бизнесменам необходимо работать над имиджем»
Итоги недели
О фондах, срывах и святейшем патриархе
Разработка сайта:
Компания “Ample”
© 2009 Деловая газета «Капитал»
г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, 66. Тел (343) 278-38-26
|